Когда в мае всю страну шокировало страшное событие в Казани, где юный стрелок с обрезом беспрепятственно вошел в здание гимназии и лишил жизни семерых детей и двоих взрослых, жители Перми наравне со всеми сопереживали чужому горю и следили за новостями из далекой Казани. Наверняка от всего сердца посочувствовали тяжелой утрате соотечественников и будущие студенты Пермского государственного национального исследовательского университета, скорее всего, решив, что уж их-то судьба убережет от подобного кошмара. Но жизнь распорядилась иначе…
Через несколько месяцев шестеро жителей Перми станут жертвами еще одного стрелка, едва достигшего совершеннолетия. Он, подобно своему казанскому предшественнику, точно так же войдет в учебное заведение посреди бела дня и будет расстреливать в упор всех, кого увидит перед собой. Больше двадцати человек получат ранения, у сотен тех, кто находился в те страшные минуты в стенах вуза, жизнь навсегда разделится на «до» и «после». Огромная страна вновь погрузится в оцепенение от ужаса и осознания собственной беспомощности.
Множество самых разных проверок, оценок, мнений будоражит общественность и СМИ по сей день. Множество проектов решения проблемы продолжает поступать на обсуждение в органы верховной власти страны. А в нашу редакцию между тем не перестают звонить напуганные произошедшим в Перми матери и отцы, чьи дети приехали в наш город за высшим образованием. За детей страшно. А что, если… Кто их защитит?
Страх обоснован, вопросы закономерны. Ответы на них мы попытались получить у тех, кто сегодня находится на передовой этой не вчера начавшейся войны безвинных жертв с новыми «богами», провозгласившими себя таковыми из-за нестерпимой ненависти к людям.
Начальник службы безопасности АнГТУ Владимир Тазов:
– После трагедии, случившейся в Керчи в октябре 2018 года, по всей стране в образовательных учреждениях были приняты беспрецедентные меры безопасности. В частности, в нашем университете был усилен контроль безопасности при входе в учреждение (у дверей поставлены турникеты и рамки металлоискателей), введены дополнительные сигналы подачи тревоги (тревожные кнопки), пункты внутренней охраны доукомплектованы персоналом, установлено видеонаблюдение и усилена работа по взаимодействию с охранными агентствами. АНГТУ – это три учебных корпуса и здание общежития. Все работы по обеспечению безопасности студентов и педагогов мы проводим своевременно, добросовестно. Это ежедневные инструктажи сотрудников службы безопасности, работа с преподавательским составом и обучающимися очного, заочного, вечернего отделений – в целом, с сотнями людей. Регулярно проверяется техническая исправность оборудования – тревожных кнопок, камер наблюдения и прочего.
Меня удивило, что в Перми служба безопасности прибыла на место вызова спустя десять минут, а в отделе полиции на звонок пострадавших вообще не ответили. Известно, что обезвредил преступника дежуривший неподалеку экипаж ГИБДД. Парни, без сомнения, герои. Но всё же трудно комментировать столь небыструю реакцию тех, кто среагировать должен был незамедлительно.
После пермской трагедии мы провели дополнительную совместную работу с руководством охранного предприятия, с которым у нас заключен договор. Их экипажи ГБР по тревоге прибывают на место вызова за три минуты и всегда находятся вблизи учреждения. Все ребята отлично подготовлены, машины исправны, и каждый в группе имеет четкую инструкцию для любого тревожного случая.
Администрация АнГТУ сделала всё возможное для обеспечения безопасности людей. Сложно придумать еще что-то, чего мы уже не ввели для этих целей. А вот на государственном уровне меры, безусловно, нужны. В будущем году планируется принятие нового закона о запрете продажи оружия лицам, не достигшим 21 года. На мой взгляд, мера необходимая, хотя я бы увеличил возраст до более сознательных 25 лет.
Заведующий кафедрой «Промышленное и гражданское строительство» кандидат технических наук, доцент Павел Горбач:
– Стрелкам в Казани и Перми было по 18-19 лет. Первый курс. По опыту скажу, что это самый сложный возраст для преподавателей вузов, куда молодые люди приходят сразу после школы. С какими мыслями они пришли к нам, каковы их коммуникативные навыки и степень социализации – мы не знаем. Данная информация добывается педагогами не сразу, а по мере знакомства, общения. Характеры разные, уровни знаний тоже, темпераменты, особенности мышления и прочее – со всем этим будущему наставнику необходимо работать в поисках точек для начала общения, узнавания.
Проявление открытой агрессии молодыми людьми возможно (в моей практике случалось), и это, к слову, более предпочтительно, чем пугающая неизвестность в человеке закрытом, малообщительном.
В стенах университета каждый куратор, набирая группу, внимательно изучает личные дела студентов. Бывает, это дети из неполных семей или те, кто имеет проблемы с законом.
Раньше для поступления в учебное заведение требовалась медицинская справка формы 086. Сейчас это требование отменено. Вероятно, совсем отменять его не стоило, а вот видоизменить справку в соответствии с новыми тенденциями современного общества (технологическими, прежде всего) было бы, на мой взгляд, эффективным решением. При этом в перечень медицинских заключений должно быть внесено и заключение психолога, психотерапевта. Это нормальная практика, которая, возможно, не станет спасением, но наверняка будет иметь влияние на то, чтобы подобных трагедий не повторялось.
А еще очень важно, по-моему, обратиться непосредственно к детям. Более внимательно прорабатывать профилактику негативных явлений с раннего школьного возраста. Необходимы хорошие методические материалы, примеры.
Например, в Иркутском театральном училище выпускники поставили необычный спектакль о буллинге, когда ребенок подвергается жесткому прессингу со стороны одноклассников. Постановка очень эмоциональная и очень своевременная для того, чтобы дети, увидев всё своими глазами со стороны, что-то изменили в своем собственном поведении, одумались, обратились, пока не поздно, за помощью к родителям, психологам или друзьям…
Психолог, коуч Анна Шадрина:
– Большой вопрос: а были ли у пермского стрелка друзья? Тихий и удобный для окружающих, без проявления открытых конфликтов юноша похож на пружину, которую сжимали и которая со временем распрямилась. Что это значит? Это значит, что юноша, скорее всего, привык подавлять свои истинные эмоции и потребности. Именно об этом говорит агрессия и ненависть к людям, которую он проявил.
А ненависть – это сильнейшее чувство, замешанное на гневе и обиде. Мотивом к совершению преступления, по его словам, была ненависть к людям. Тимур расстался со своей девушкой, что тоже могло послужить психотравмой.
Тихий и спокойный ребенок весьма удобен для родителей. А мог ли он в своей семье проявить право голоса?! Прислушивались ли к его мнению в семье военного? Скорее всего, нет. Многие военные – это люди с определенным складом характера, привыкшие к подчинению и командованию. И не все оставляют роль военного на работе.
Был ли рядом с ним человек, с которым он мог поговорить по душам? Скорее всего, нет. Ненависть к людям рассматривается как патологическое свойство личности, и, возможно, у юноши были отклонения психики. Об этом говорит тот факт, что у психиатра на медкомиссии для получения разрешения на оружие возникли сомнения.
Сейчас в информационном пространстве (телевидение, интернет, радио) очень много насилия. Необходимо остановить его пропаганду! Считаю, что Роскомнадзор может этим заняться. К этому процессу могут подключиться и окружающие, написав жалобу в Роскомнадзор. Чего стоит только песня со словами «…я твой личный маньяк, я тебя придушу…», которую регулярно крутят на радио! И эти образы насилия входят в умы подрастающего поколения как норма поведения. При этом утрачиваются навыки гармоничного общения, чему способствует и дистанционное обучение.
Вообще насчет адекватности пермского стрелка вопрос спорный. Когда отец уходит из семьи, мир ребенка рушится. Отец даёт ребенку чувство безопасности. Он рассказывает о нормах и границах поведения. Мир Тимура был разрушен. Сначала – разводом родителей, потом – расставанием с любимой девушкой. Думаю, здесь сыграла роль совокупность факторов.
Велика вероятность и наличия организатора этой бойни. Уж очень схожи сценарии происшедшего в Казани и Перми. Винить здесь можно кого угодно: государство – за отсутствие цензуры в информационном пространстве и обилие сцен насилия, родителей – за отсутствие теплого эмоционального контакта с ребёнком, образовательные учреждения – за сосредоточение сил только на передаче знаний. Ушёл целый пласт воспитательно-нравственной работы. Важно сейчас сосредоточить силы не на поиске виноватых, а на том, как в будущем предотвратить подобные трагедии.
Российская академия образования, Российское психологическое общество, Южный федеральный университет (факультет психологии) выпустили учебник «Психология формирования антитеррористических ценностей студентов современного университета». Он может стать хорошим подспорьем в работе педагогов наших учебных заведений.
Не стоит, конечно, забывать и о роли семьи в жизни ребенка. В семье закладываются нормы морали, нравственности и отношения к людям. Российская семья сейчас переживает не лучшие времена. Институт семьи практически разрушен. На каждом углу блогеры кричат о том, что если тебя что-то не устраивает в отношениях, то нужно их рушить. Мало кто говорит о том, что стоит учиться договариваться. В итоге семьи распадаются, дети растут брошенными, ощущая свою ненужность и нелюбовь.
Семья – это не только родители, но и бабушки с дедушками. Советские семьи были более крепкими. Свою роль играл так называемый институт бабушек. Бабушки с дедушками являются носителями и хранителями семейных традиций и ценностей. Они давали возможность отдохнуть родителям от детей, забирая их на праздники или выходные дни. Сейчас не только родители, но и бабушки и дедушки вынуждены много работать, чтобы содержать семью.
Что пожелать родителям? Лучшее, что они могут сделать, – это показать пример любви и поддержки в семье. Необходимо разделять личность ребенка и его поступки. Важно помнить, что, какие бы сокрушительные ситуации ни происходили в жизни, всегда есть люди, которые поддержат в трудную минуту, что можно найти заинтересованного человека, с которым удастся поговорить по душам. Важно осознавать, что, поддавшись сиюминутному импульсу, можно разрушить не только чужую, но и свою жизнь. Всегда нужно помнить: и за самой темной ночью наступает рассвет.
Справка
С 2014 года до трагедии в ПГНИУ в российских учебных заведениях зафиксировано 15 фактов вооруженных нападений. Во всех этих случаях нападавшими являлись бывшие или действующие учащиеся учебных заведений, имевшие конфликты в семье, в классе или с педагогами данных образовательных учреждений. В шести случаях нападавшие использовали огнестрельное оружие.