Кредит – это петля на шее у многих. И душит, и снять не выходит. Не всегда получается расплатиться по своим обязательствам вовремя, и тогда в ход идет эмоциональный прессинг: должнику названивают незнакомые люди с требованием рассчитаться.
Но часто бывает и так, что кредит не брал, а долг вернуть требуют. В такую ситуацию попала ангарчанка Татьяна М.
– Меня замучили звонками по телефону с требованием сказать неизвестному мне Матвиенко, чтобы он отдал деньги организации микрозаймов. Началось все три месяца назад. Несколько раз звонили девушки и в разговоре на повышенных тонах называли меня Татьяной Ивановной, хотя у меня совершенно другое отчество. Мои объяснения, что этот номер телефона у меня 15 лет и это проблемы их операторов, что они выдают кредиты непонятно кому, не проверяя личные данные, успеха не принесли, – рассказывает женщина.
Дальше – хуже. На сотовый телефон стали приходить смс угрожающего содержания: «Готовься тушить свою хату, за Матвиенко с тебя спрос будет». «Возьми трубку, мышь серогорбая!!! Один день на долг Матвиенко. Или перезвони – обсудим. Не неси горе в семью». «Готовься стеклить окна, долги Матвиенко надо вовремя отдавать».
– Сообщения каждый раз приходили с новых номеров. Когда я перезванивала, телефон оказывался вне зоны доступа. Сначала подумала, что это мошенники, просто выбивают из меня таким образом деньги, но называть мне сумму они напрочь отказывались. И не отвечать на звонок с незнакомого номера я не могу – я предприниматель, мне часто звонят поставщики со всех концов страны. В общем, замкнутый круг какой-то! А больше всего я боюсь, что обо всем узнает моя мама и будет переживать, – жалуется Татьяна.
Как поступать в такой ситуации, мы спросили у юриста-правозащитника Ольги Шеф.
– Раз поступают подобные угрозы, то необходимо срочно действовать: брать распечатку звонков и смс и писать заявление в полицию и прокуратуру, – советует Ольга Игоревна. И объясняет, как вообще нужно себя вести, когда вам звонит коллектор.
1. Обязательно спросите фамилию, имя, отчество звонящего, его должность в организации (банке), а главное, как он может подтвердить свои полномочия для общения с вами по поводу долга. Тщательно запишите информацию и дайте понять звонящему, что вы это сделали. В случае отказа дать эти сведения – молча кладите трубку.
2. Поставьте собеседника в известность о том, что разговор записывается. Практика показала: после этого на том конце провода либо сразу становятся корректными и вежливыми, либо бросают трубку.
3. Выслушайте информацию от коллектора, поблагодарите за сообщение и пообещайте перезвонить в банк с информацией о своем решении по возврату кредита. Пресекайте продолжение разговора на неприятные темы – последствия невозврата, завуалированные угрозы и т.п., кладите трубку. Работа коллектора – озвучить гадости, но ваше право эти гадости не слушать. Так как звонок происходит на ваш личный номер, только вы принимаете решение, когда закончить разговор, помните это.
4. Не сообщайте коллектору дополнительную информацию о себе: место работы, контактные телефоны, суммы доходов, ценное имущество. Все эти данные обязательно используют против вас.
– Еще могу посоветовать обратиться в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) с жалобой на то, что без вашего согласия банк передал ваши персональные данные непонятно кому, – подытоживает Ольга Игоревна.
На самом деле на коллекторов можно найти управу. Ведь после принятия в 2016 году федерального закона № 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» и внесения изменений в федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» подобные выверты от коллекторов находятся под строгим запретом. В 2018 году требования к ним еще ужесточили.
Так что же могут и чего не могут коллекторы делать при общении с должниками?
Запрещены любые угрозы и тем более порча имущества. Это касается и оскорбительных надписей.
Работники коллекторских агентств не могут обращаться к клиенту банка, просрочившему выплаты, если в кредитном договоре нет соответствующего пункта, разрешающего привлечение сторонних организаций. К тому же финансовое учреждение обязано уведомить должника о том, что его долг передан в коллекторскую фирму.
При общении с должником сотрудник компании должен сообщить свои личные данные и назвать организацию, которую представляет. Кстати, звонить коллектор может только самому должнику и его поручителям. Остальные члены семьи, соседи, знакомые для него неприкасаемы.
Коллекторы не имеют права звонить по ночам. По будням время для телефонных звонков начинается в 8 утра и заканчивается в 10 вечера. В выходные и праздничные дни звонить разрешено с 9 утра до 8 вечера. И помните, что коллекторы могут звонить или писать вам только в течение 4 месяцев с момента образования просрочки по займу. По прошествии этого срока вы имеете право отказаться от общения с сотрудниками коллекторских организаций.
Коллекторам запрещено звонить определенным категориям лиц: беременным и женщинам, у которых есть ребенок младше полутора лет; людям, которые находятся на лечении в медучреждениях; инвалидам 1 группы.
Кроме того, законодательно ограничили число личных встреч. Коллектор имеет право встречаться с неплательщиком не чаще одного раза в день, двух раз в неделю и восьми раз в месяц.
Если сотрудник коллекторской фирмы нарушает установленные правила (не представляется, угрожает или звонит ночью), на него можно составить жалобу. Однако до обращения в суд стоит запастись доказательствами нарушения закона. Если угрозы поступают по телефону или в личной беседе, используйте диктофон. Запись в дальнейшем предоставляется в полицию вместе с заявлением о поступивших угрозах.
Если вас пытаются запугать посредством сообщений, сохраняйте их в памяти телефона. В дальнейшем они также будут использоваться в суде как доказательство. Можете просто игнорировать угрозы, если не планируете начинать тяжбу.
Что делать, если вы кредит не брали, а фамилия должника вам ничего не говорит?
Для начала нужно выяснить у разговаривающего с вами сотрудника, на кого оформлен кредитный договор и откуда известен ваш номер. Если вы являетесь поручителем или ваш телефон указал кто-либо из знакомых, свяжитесь с этим человеком для выяснения обстоятельств.
Но вы в любом случае не имеете отношения к погашению займа, поэтому можете просто отказаться от общения с коллекторами. Если поступают угрозы, сделайте диктофонную запись и обращайтесь в полицию.
В случае, если вы незнакомы с неплательщиком, следует обратиться в банк за выпиской об отсутствии задолженности. Документ предоставляется в коллекторскую компанию с разъяснением ситуации. После этого звонки должны прекратиться.
А вообще, если вы не настроены общаться с коллекторами, можно просто не брать трубку. За это не предусмотрена ни уголовная, ни административная ответственность.
Сейчас Татьяна написала заявление в полицию, приложив список отправленных в её адрес угроз. Женщина надеется, что правоохранительные органы помогут ей выпутаться из этой неприятной ситуации, в которую она попала не по своей вине.