Ангарские шаманы пожертвовали богам коня
Уже несколько веков русские живут на бурятских землях, но до сих пор обычаи коренного народа для большинства из нас остаются тайной за семью печатями. Многие слышали про шаманов, их танцы с бубнами, но видеть такое своими глазами мало кому доводилось. Поэтому мы не могли не воспользоваться приглашением Артура Цыбикова, председателя ангарской религиозной организации «Вечно синее небо», и 26 мая побывали на тайлагане.
Добраться до шаманского поля можно быстро: 15 минут езды от микрорайона Новый-4. Тут несколько десятков шаманов уже вовсю готовятся к обряду – вкапывают в землю в определенном порядке украшенные лентами сосны (в шаманизме это высшее дерево). Синий и белый цвет – это серебро, а желтый и красный обозначают золото.
– Раньше деревья украшали настоящими драгоценными металлами, теперь – только символами. «Рисунок» установки деревьев в некотором роде повторяет схему Солнечной системы. Первое дерево называется сэргэ – это коновязь и маяк для прихода Богов. Эти 9 сосенок символизируют детей Солнца и Луны, планеты Солнечной системы. Рядом с ними родовые деревья отца-матери, а в центре самое большое – древо всего рода человеческого. Под ним располагается стол с угощением, – рассказывает Артур Владимирович. И переходит на серьезный тон: – Сегодняшний весенний обряд посвящен наступлению лета, прилету кукушки. Мы будем молиться за объединение шаманских организаций Иркутской области, за развитие России, Байкальского региона, чтобы наши потомки, наши дети получили в наследие чистую природу, хорошее понимание жизни и, конечно же, ответственность за всё то, что мы делаем и будем делать.
Пока мы с ним беседовали, остальные шаманы не только из Ангарска, но и из других мест (Бурятии, Хакасии, Санкт-Петербурга) готовились к обряду. На столах перед ними стояли водка, молоко и «тавык» – жертвенные пирожные из печенья, зефира, мармелада. Их потом сожгут, и в виде дыма они отправятся на небо в качестве угощения для духов.
Особое удивление вызывала развешанная одежда – например шапки-майхабши с аппликациями в форме глаз, шторками, закрывающими лицо шамана во время обряда, и пятью зогдор – лентами с бубенцами и кисточками, символизирующими змей, пришиваемые с задней стороны шапки. Или вот хорьбо – две шаманские трости с лошадиными головами. Это средства передвижения – кони шамана в нематериальном мире.
Наконец обряд начался. От грохота бубнов глохнут уши. При этом шаманы вполголоса читают молитвы. Затем все они устремляются к сосновой «роще» и снова бьют в бубны, а затем идут по кругу, оживляя ее. И вот настало время жертвоприношения. По шаманским воззрениям, всего пять животных служат человеку в жизни: баран, козел, конь, бык и верблюд. Конь – одно из высших подношений, ведь на нем ездили кочевники, и это самое дорогое, что у них было. Поэтому и для Богов это лучший подарок. Но так ли уж надо было убивать коня?
– Есть много религий, где жертвоприношение является нормой. К примеру, у тех же мусульман. Да и вообще: никто же не ужасается, когда по осени в селах идет забой скота? Мясо-то все любят. Если не делать это на всеобщем обозрении, то ничего страшного в этом нет. А к нам даже вегетарианцы приезжают, – убеждает меня Артур Владимирович.
Так кто же все-таки идет в шаманы? Михаил Зангеев приехал в Ангарск из Улан-Удэ. Мужчине 34 года, о себе он рассказал так:
– Я давно задавался вопросами: почему люди ходят в дацаны, молятся богам Иисусу, Аллаху и так далее? Слышал и о шаманизме, но некому было задать свои вопросы. И только в возрасте 25-27 лет я нашел учителей, которые дали мне ответы. Меня подкупило, что шаманы могут войти в транс и напрямую общаться с божествами. И вот уже восьмой год я сам шаман. Умею лечить или, если просят жители некоторых сел, вызвать дождь или, наоборот, солнечную погоду и так далее. Но многое зависит и от самого человека, его веры в результат. И от осознания того, что люди обращаются не только ко мне как к шаману, но и к тем богам и родам, которые стоят за мной.
Среди присутствующих своими рыжими косами выделялась молодая женщина явно славянской внешности. А она-то как тут оказалась? Познакомились – Валерия Калинина, 23 года, иркутянка, сейчас живет в Ангарске.
– Мама у меня монголо-славянка, а папа – татарин с латышскими корнями. В детстве я тяжело болела, при этом видела богов, рисовала их, имела способности к лечению. Дома у нас происходили паранормальные явления: случались самовозгорания, двигались предметы, на полу появлялась кровь. Я долго искала того, кто мог бы объяснить, что со мной происходит. Православный батюшка сказал, что я необычная девочка, по-еврейски «падший ангел». А позже мои духи предков объяснили мне, что я принадлежу к потомкам Чингисхана. Сейчас я смотрю, лечу, общаюсь с онгонами. Но моя мама до сих пор не может к этому привыкнуть, – рассказывает Валерия.
В свободное время молодая женщина рисует удивительные картины в стиле фэнтези, полные восточной загадочности.
В общей сложности тайлаган продолжался несколько часов. Большая часть времени ушла на то, чтобы подготовить мясо и выложить его на жертвенник. Туда же шаманы сложили сладкое угощение, стволы сосновых деревьев. Всё это затем сгорело в огне и таким образом было отправлено наверх, небожителям.