Наш разговор с заместителем директора, главным технологом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области Любовью Рыбаченко состоялся накануне празднования 20-летия деятельности службы кадастра. По сути ангарское подразделение является региональным кадастровым центром, куда направляются принимаемые офисами филиала и МФЦ документы. В нашем городе создана настоящая «фабрика» кадастрового учета. Почему именно Ангарск стал очагом централизованного учета недвижимости? Можно ли, не выезжая за пределы региона, оформить в собственность землю, купленную в Краснодаре? Как получить информацию о границах и собственнике соседнего участка в своем садоводстве? Об этом и о многом другом мы говорили с руководителем Ангарского филиала ФГБУ «ФКП Росреестра».
– Любовь Витальевна, в каких случаях и с какими вопросами граждане и юридические лица обычно обращаются к специалистам кадастра?
– Чаще всего граждан интересуют вопросы, касающиеся регистрации права собственности на объект недвижимости и постановки его на учет. Например, какие документы необходимы для регистрации права на наследуемые объекты недвижимости? Как зарегистрировать землю под домом, если имеются старые документы на землю либо эти документы отсутствуют? Как приватизировать жилье, какие документы для этого требуется?
С 1 января 2017 года для того, чтобы зарегистрировать право собственности на дом, требуется разрешение на ввод в эксплуатацию. Именно поэтому этот вопрос популярен среди заинтересованных граждан.
Вопрос по разделу, объединению и перераспределению земельных участков никогда не теряет своей актуальности, так как при проведении данных операций существуют определенные нюансы, которые чаще всего непонятны гражданам и требуют разъяснений. К примеру, каким образом зарегистрировать права на образованные земельные участки.
Заявители интересуются размерами оплаты за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в связи с тем что совсем недавно изменились сами виды документов, в форме которых предоставляются сведения, и их стоимость, а также возможностью возврата платы. Многим необходимо узнать кадастровый номер объекта недвижимости или требуется официальный документ, содержащий сведения о правах и/или характеристиках объекта недвижимости. Также традиционно в период приближения сроков уплаты имущественных налогов популярными являются вопросы о кадастровой стоимости недвижимости.
– С 2006 года запущен процесс формирования централизованного учета недвижимости. В нашем городе была создана «фабрика» кадастрового учета. Расскажите об этом подробнее. И в чем заключается удобство такой электронной базы?
– Иркутская область стала одним из 13 пилотных регионов Российской Федерации по переходу на централизованную технологию ведения Государственного кадастра недвижимости и ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства. Было решено сформировать «фабрику» учета в Ангарском подразделении кадастровой палаты. Что само по себе необычно, если учитывать, что в основном все организации (головные офисы) принято располагать в столице региона – городе Иркутске. Но мы справились с поставленной задачей.
Досрочно, с 1 марта 2009 года, учреждением осуществлялись полномочия по ведению Государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету объектов недвижимости, предоставлению сведений, внесенных в Государственный кадастр недвижимости. ФБУ «КП» по Иркутской области в сжатые сроки были проведены работы по осуществлению верификации баз данных ГКН.
Хочется отметить главные преимущества перехода на централизованное ведение Государственного кадастра недвижимости – это создание единой базы данных; создание равных условий для всех заявителей; сокращение сроков кадастрового учета и государственной регистрации прав; существенное повышение достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости; снижение рисков операций на рынке недвижимости; возможность получения полной и достоверной информации в короткие сроки; исключение фактов коррупции.
К тому же получить сведения о своем имуществе в другом населенном пункте теперь можно дистанционно – с помощью запроса в единый банк данных. А чтобы заявители были уверены, что подали весь необходимый пакет документов, об этом их предупреждают с помощью звонков, смс-сообщений.
После всех преобразований очереди в офисах филиала уменьшились, меньше времени затрачивается на осуществление самой процедуры.
– Сколько сегодня в Ангарском районе стоит на учете земельных участков и объектов недвижимости?
По состоянию на 1 мая 2017 года, на территории АГО на государственный учет поставлено 37 718 земельных участков и 44 788 объектов капитального строительства. За четыре месяца 2017 года на территории АГО зарегистрировано 377 прав на объекты недвижимости.
– Я знаю, что благодаря вашему интернет-порталу можно узнать сведения о границах любого земельного участках и праве собственности на него. Получается, любой желающий может запросить сведения о моей квартире, доме или дачном участке?
– Действительно, в последнее время выросло количество обращений на получение информации о зарегистрированных правах и правообладателях. В общей сложности в 2016 году филиалом принято более одного миллиона запросов. Такие сведения людям часто необходимы при оформлении сделок с недвижимостью. К нам может обратиться как сам гражданин, так и его представитель. Однако не все данные являются открытыми. Существует такое понятие, как сведения ограниченного доступа. Используя ресурсы интернет-портала, вы можете увидеть границы нужного участка и понять, оформлены или нет на эту землю или квартиру права собственника. Но имя владельца будет скрыто.
– А правда, что теперь можно оформлять права на недвижимость, находящуюся в другом регионе?
– Возможность подать заявление на регистрацию прав на недвижимое имущество по экстерриториальному принципу появилась у жителей Приангарья с начала этого года. Экстерриториальный принцип подразумевает обращение за регистрацией прав в офис приема и выдачи документов безотносительно места расположения дома, квартиры, земельного участка и другого имущества. Нововведение было предусмотрено федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», вступившим в силу с 1 января 2017 года. Данная возможность позволила многократно повысить удобство получения услуги, сократить временные и финансовые затраты граждан и представителей бизнеса.
С начала 2017 года жители Иркутской области подали 174 заявления на оформление прав на недвижимость, находящуюся в других регионах. Объекты недвижимости находятся в Красноярском крае, Санкт-Петербурге, Москве, Воронежской области, Рязанской области, Республике Татарстан и других субъектах РФ.
При поступлении заявления по экстерриториальному принципу регистрация проводится по электронным документам, созданным специалистом по месту приема от заявителя данного обращения. Государственный регистратор формирует пакет документов, подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет в территориальный орган Росреестра того субъекта федерации, где объект недвижимости находится. И уже на месте проводится регистрация прав, сделок, ограничений и обременений.
После проведения процедуры заявителю выдается выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), которая подтверждает регистрацию прав по экстерриториальному принципу.
С полным списком офисов всех субъектов РФ, оказывающих услугу по экстерриториальному принципу, можно ознакомиться на официальном сайте Росреестра: www.rosreestr.ru.
– Любовь Витальевна, расскажите о коллективе ангарского подразделения. В чем его особенность?
– Ангарская площадка – самая крупная в системе региональной службы. При создании «Фабрики кадастрового учета» численность работников была увеличена порядком на 300 человек. Программный комплекс изменился, для непрерывной и бесперебойной работы новичкам требовалось моментально вникать в рабочий процесс, помогать друг другу. Это, конечно же, очень сплотило коллектив. Сегодня мы занимаем отдельное (и, надо сказать, очень просторное и удобное) здание в 103 квартале. Именно здесь хранятся все кадастровые дела.
Стоит отметить, что все услуги оказываются филиалом в короткие сроки. В прошлом году в среднем на кадастровый учет уходило три рабочих дня, на предоставление сведений об объектах недвижимости – один рабочий день, на подготовку информации о зарегистрированных правах и правообладателях – два рабочих дня. Это существенно меньше установленных законом сроков.
На сегодняшний день Ангарск является одной из трех площадок Иркутской области, где заявитель оставляет заявку на выездное обслуживание, и специалисты кадастровой палаты приезжают в удобное для него время и оформляют все необходимые документы. Услуга по выезду специалистов к заявителям является бесплатной для ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов I и II группы.
В честь юбилейной даты в филиале проводится целый ряд праздничных мероприятий и конкурсов для сотрудников. Также за добросовестное исполнение служебных обязанностей и высокие показатели в служебной деятельности награждены почетными грамотами лучшие сотрудники филиала. Итогом празднования юбилея стало торжественное заседание коллегии кадастровой палаты, где были подведены итоги работы за 20 лет и названы основные достижения.
Беседу вела Вера Инёшина