20 мая всех ангарчан приглашают на любимую многими ярмарку «Покупай Ангарское». Для горожан это самое лучшее время и место для покупки товаров от местных фирм по ценам производителя. А для предпринимателей – возможность заявить о себе потребителям и показать товар лицом. Еще одно знаковое событие состоится в преддверии Дня российского предпринимателя, 25 мая. В рамках инвестиционного форума «Ангарск. Простор для инвестиций будущего» в ДК «Нефтехимик» соберутся представители власти и бизнеса округа. Главный вопрос повестки: как обеспечить рост предпринимательской инициативы?
И как бы ни хотелось пессимистично настроенным СМИ думать, что в Ангарске бизнес медленно умирает, вполне можно утверждать, что это вовсе не так. В городе есть малые и средние предприятия, которые уверенно смотрят в завтрашний день и снижать свои обороты, несмотря на все катаклизмы в экономике, не собираются. 15 мая в рамках рабочей поездки мэр Ангарского городского округа Сергей Петров посетил три такие организации.
И трав душистых аромат...
Да-да, пряный, с легкой горчинкой – он встречает любого посетившего производственные цеха ЗАО «Тайга-продукт». А еще здесь вкусно пахнет кедровыми орешками – из них здесь тоже много чего полезного производят. Всего же, по словам Александра Пономарева, генерального директора ЗАО «Тайга-продукт», предприятие выпускает более 100 наименований уникальных биопрепаратов на основе дикорастущих ягод и трав, аналогов которым нет от Новосибирска до Владивостока. В год получается около полутора миллионов упаковок, годовой оборот предприятия составляет около 70 миллионов рублей. При необходимости выпуск продукции может быть увеличен в три раза без больших усилий.
Ангарские препараты оценили даже в Китае – там мест произрастания экологически чистых лекарственных трав практически не осталось. А «Тайга-продукт» на сегодняшний день – крупнейший заготовитель полезного курильского чая, у предприятия даже свои деляны площадью 130 гектаров в тайге есть, где на сборе трав трудятся студенты Иркутского медуниверситета и местные трудные подростки. Торговля с Китаем только начинается, в среднем пока выходит на 6 миллионов рублей в год.
– За семнадцать лет существования благодаря отличному качеству своей продукции мы заработали хорошую репутацию у покупателей. Поэтому, когда наши «коллеги по бизнесу» испытали во время кризиса существенный спад, мы сумели остаться на плаву. Хотя, конечно, люди стали тратить деньги в основном на жизненно необходимые лекарства, а не на парафармацевтику. Но мы выживаем благодаря тому, что за последние годы установили новое оборудование (причем некоторые аппараты самостоятельного изобретения и сборки), перешли на выпуск капсулированной и таблетированной формы препаратов, освоили выпуск сувенирной продукции, – рассказывал о том, что помогло преодолеть трудности, Александр Евгеньевич.
Также он упомянул, что их дочернее предприятие – ООО «Иван-чай» – начало свою работу благодаря субсидии для начинающих предпринимателей в размере 600 тысяч рублей, которую выделила администрация Ангарска.
Особой популярностью пользуется у ангарчанок гинекологический сбор «Анастасия». Пономарев вспомнил даже курьезный случай, когда одна из продавщиц фирменного отдела бросилась к нему при встрече с благодарностями за то, что после многих попыток зачать ребенка она наконец забеременела. Пришлось объяснять супруге Александра Евгеньевича, что это фитосбор помог. И, как подтверждают полученные фирмой благодарности, это не единичный случай.
– Рецепты наших сборов – это результат пятидесяти лет работы, защищенных докторских и кандидатских диссертаций профессора Галины Федосеевой, бывшей завкафедрой фармакогнозии и ботаники Иркутского медуниверситета, – поясняет Пономарев.
Уникальность препаратов от «Тайга-продукт» еще и в том, что они создаются только из местного сырья – прибайкальских трав. А как известно, у нас много эндемиков, то есть растений, не встречающихся больше нигде.
Встречей с мэром Александр Евгеньевич воспользовался, чтобы попросить о помощи:
– К нам в город пришли иногородние торговые сети, и получить право продавать у них местную продукцию очень непросто. Считаю, что это неправильно и социально безответственно. Помогите нам, пожалуйста, договориться!
Сергей Анатольевич пообещал посодействовать в решении этого вопроса.
РЕНОВАция по-ангарски
Следующим пунктом поездки стала территория Ангарского технопарка – здесь расположено производство ООО «Новасиб». Встречал делегацию директор Сергей Голубцов. Мэра и сопровождавших его журналистов руководитель предприятия провел по цехам и продемонстрировал, как собираются стиральные машинки «Ренова». Наверняка их многие видели в ангарских магазинах.
– Всего мы производим шесть моделей, начиная с литья пластика для корпуса и заканчивая пенопластовой упаковкой. У нас два завода: один в Краснодаре, а другой в Ангарске. Мы разделили рынок России на две части, и от Сахалина до Урала продаются стиральные машинки ангарского производства. Кстати, размещать производство здесь оказалось выгодно именно потому, что это логистический центр России, откуда удобно доставлять продукцию как на восток, так и на запад страны. Помимо этого, здесь дешевое электричество и рабочая сила, недорогая аренда, много грамотных технических кадров. Когда во время кризиса рубль упал, то стало целесообразно организовать производство в нашей стране. Так что экономический спад в какой-то мере оказался нам выгоден, – сделал вывод Сергей Фёдорович.
В год на предприятии производят около шести тысяч единиц бытовой техники. От знаменитой EVGO до близкой по созвучию для славянского уха «Славды». Хоть эти машинки и незатейливы в плане автоматики, зато весьма привлекательны для покупателя своей ценой. А для дачи, где то и дело не хватает напряжения в сетях, – это вообще незаменимый вариант.
В «Новасибе» работает более 60 человек, средняя заработная плата на производстве составляет 20 тысяч рублей, есть соцпакет.
– Постоянный костяк коллектива 40-45 человек. Но мы готовы принимать на работу даже людей, не имеющих никакого образования. Было бы желание работать! – рассказывал Голубцов.
Бывают на заводе периоды, когда приходится работать на отгрузку прямо с конвейера. Могли бы здесь работать и в две смены, но нужны деньги на расширение производства.
– К сожалению, очень трудно взять в банке кредит под приемлемые проценты и на большой срок. Рассказывают красивые истории, много обещают, а денег не дают. А мы могли бы дальше развиваться, расширять линейку выпускаемой продукции, создавать новые рабочие места, – мечтал Сергей Фёдорович.
Но это не единственный интерес генерального директора предприятия. Во время разговора с Сергеем Петровым была достигнута договоренность о совместном поиске инвестора для запуска производства ОСВ – плит для строительства домов. На этом поприще можно прекрасно конкурировать с китайцами.
Вкусный холод
Конечной точкой поездки стала фабрика мороженого «Ангария». Новая история предприятия началась три года назад, со сменой вектора развития территории и появлением благоприятного инвестиционного климата. В Ангарск поверил основной учредитель, к слову, бывший житель нашего города. В 2014 году по решению инвестора было установлено итальянское оборудование, построены новые цеха, проведена модернизация. Но хоть линии новые, принцип производства мороженого остался старый – только из натурального сырья! При нас в емкости загружали огромные брикеты сливочного масла и принимали цистерну с йогуртом. В цехе по производству вафельных стаканчиков вкусно пахло свежей выпечкой, а там, где делают само мороженое, – теплым молоком и сливочным маслом.
– Использование натуральных продуктов – единственный способ завоевания рынка. Последние два года мы принимаем участие в московской выставке «Продэкспо», и наше мороженое получает самые высокие оценки. Но убедительнее всего было то, что, попробовав мороженое у конкурентов, потенциальные покупатели возвращались к нашей экспозиции. На сегодняшний день география наших продаж охватывает территорию от Сахалина до Сочи, – рассказывал Юрий Федонов, генеральный директор фабрики мороженого «Ангария».
Смотреть, как работает конвейер по производству мороженого (его на фабрике прозвали «монстром»), можно бесконечно – здесь в час выпускается 16 тысяч штук мороженого. Но машина машиной, а люди тоже нужны: в начале – на подаче вафельных стаканчиков, а в конце – на упаковке готовой продукции. Как и на других посещенных нами предприятиях, в «Ангарии» тоже нужны рабочие руки: операторы, слесари, мастера. Зарплату обещают, в зависимости от сезона, в среднем 25 тысяч рублей.
А Юрий Федонов продолжал рассказ:
– Каждый месяц прирост продаж составляет 40-50%. Наше изобретение – открытие фирменных магазинов мороженого. Сомнений по этому поводу было много, но собственник волевым решением постановил: «Открываемся!» Оказалось, мы не прогадали. Сейчас у нас десятки магазинов в разных городах Сибири. Однако не могу не отметить, что ангарчане остаются главными поклонниками нашего мороженого: 230 тысяч жителей нашего города съедают больше, чем двухмиллионный Новосибирск.
•••
По результатам всех визитов стало ясно, что те предприятия, которые хотят развиваться, могут это делать и в условиях кризиса. А все сетования заинтересованных лиц на то, что в Ангарске нет работы, не имеют под собой почвы. При желании работать вполне можно устроиться, если, конечно, поглубже спрятать свои амбиции и притязания на руководящее кресло.
– Мы сегодня побывали на трех предприятиях и увидели, что они, несмотря на то что работают в разных сферах, показывают стабильные результаты. Действительно, развивать бизнес в наше время нелегко, учитывая трудности с кредитованием. Но, как показывает пример «Ангарии», при достаточном финансировании развиваться вполне реально. Также хотелось бы отметить, что в Ангарске официально зарегистрировано 460 безработных и больше двух тысяч вакансий. При этом, как мы сегодня видели, устроиться на работу на процветающее предприятие можно, даже не имея образования, – резюмировал мэр Сергей Петров.
Слова главы территории дополнила Марина Белоусова, заведующий сектором по развитию малого и среднего предпринимательства отдела стратегического развития территории администрации Ангарского округа, рассказав, что подобные ознакомительные поездки будут продолжаться. Это важно для того, чтобы иметь обратную связь с предпринимателями, знать, какая помощь им нужна, с какими проблемами они сталкиваются и какие строят планы на будущее, особенно в перспективе развития территории.
– Чем больше у нас стабильно работающих предприятий, тем больше поступлений в бюджет, а значит, больше денег, которые можно будет потратить на социальную сферу, поддержку социально незащищенных слоев населения, благоустройство территории, – подытожила Белоусова.