На прошлой неделе в выставочном зале Ангарского городского музея состоялось мероприятие, посвященное 125-летию известного художника Бориса Лебединского
...В раннем детстве Лебединский познакомился со знаменитым пейзажистом Иваном Шишкиным, который жил и работал в имении Дубки близ Луги, где родился и вырос Борис Иванович. Общение с художником, наблюдение за работой произвели на мальчика незабываемое впечатление, повлиявшее на выбор профессии всей его жизни.
Позднее Лебединский обучался художественному ремеслу у ведущих мастеров начала ХХ века. Уроки акварели он брал у Писемского, графики – у Билибина, композиции – у Рериха, ксилографии и офорту учился у знаменитого Матэ, рисовать пером – у Дмоховского.
В настоящее время работы Бориса Лебединского находятся в Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, Государственном Русском музее, Иркутском областном художественном музее и других. Ангарску очень повезло, ведь в нашем городском музее хранится большая коллекция уникальных картин великого художника, переданных в дар дочерью художника Натальей Борисовной.
На выставке, посвященной юбилею художника, посетители могут увидеть 18 произведений Лебединского, а также личные вещи, буклеты, печатные издания, фотографии, представленные семьей Бориса Ивановича, и 71 работу (живопись, графика и др.) из фондов Ангарского городского музея.
– В 1972 году после смерти моего деда в его мастерской находилось более трехсот работ, – вспоминает внук художника Александр Киселев. – Поскольку власти потребовали сдать помещение мастерской, моя мама, понимая, что в маленькой квартире картинам будет тесно, оформила документы и подарила работы своего отца ангарскому и иркутскому музеям. Сегодня в этом зале в окружении картин я словно окунулся в свою юность, когда бывал у деда в мастерской. Спасибо всем за память о нем...
Много интересного собравшимся поведала поклонница творчества Лебединского Елена Пашкова, ныне живущая в Санкт-Петербурге. Занимаясь подготовкой материалов для документального очерка о художнике, она побывала на его родине – в городе Луга. В поисках информации о Борисе Ивановиче она посетила несколько храмов. Ведь будущий художник происходил из духовного сословия, его дед был священнослужителем в приходской церкви Лужского уезда. За многолетнее безупречное служение в диаконском чине Иван Лебединский был награжден орденами Cвятых Анны и Владимира, что по нормам того времени возводило род Лебединских в ранг потомственных почетных граждан.
Иван Лебединский надеялся, что и его сын Борис получит духовное образование и продолжит семейную традицию. Но он решил стать художником и в 1907 году поступил в частное художественное училище барона Штиглица, а затем в рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, которую окончил в 1913 году.
– Мне очень дорого творчество Бориса Лебединского. В годы войны я три года трудилась на заводе токарем, там научилась максимальной точности и аккуратности. Можно сказать, прямо от токарного станка я попала к Борису Ивановичу и, получив профессию художника, начала писать натюрморты, пейзажи, выполнять графические работы, близкие к реализму. Мне повезло обучаться у великого мастера Бориса Лебединского в Иркутском художественном училище с 1944 по 1949 год, – рассказывает ангарская художница Зоя Лукашова. – Это был человек высокой внутренней культуры и большой профессиональной выучки. Он никогда не повышал голоса, от него всегда исходила теплая энергетика. Борис Иванович для нас, студентов, являлся не просто педагогом, а отцом – интеллигентным, мудрым, рассудительным...
Посетители выставки отмечают, что только по-настоящему увлеченный человек может с фотографической точностью передать в своих работах образы людей и красоту нашего сибирского края...